Изобразительные средства, тропы
К числу изобразительных относятся стилистические средства, которые воспроизводят, имитируют,
описывают явления окружающей действительности
Эпитет – это слово, определяющее предмет или действие и подчёркивающее в них какое-либо
характерное свойство, качество.
А волны моря с печальным рёвом о камень бились. (М.Горький) Мороз-воевода дозором обходит
владенья свои. (А.Некрасов). А ну-ка песню нам пропой, весёлый ветер. (Лебедев-Кумач)
Сравнение – сопоставление двух явлений с тем, чтобы прояснить одно из них при помощи другого.
Снежная пыль столбом стоит в воздухе – сравнение выражено творительным падежом. Впрочем,
это были скорее карикатуры, чем портреты (Тургенев). Под ним Казбек, как грань алмаза,
снегами вечными сиял (Лермонтов) – сравнительный оборот. Её любовь к сыну была подобна
безумию (Горький) – сравнение выражено лексически (при помощи слов «подобный», «похожий»)
Тихо прожил, тихо и умру, как в своё время высохнет и свалится лист вот с этого кустика.
(И.Бунин) – сравнение выражено придаточным предложением со значением сравнения. «Не лещи, а
поросята, — говорит наш хозяин, — а вот не клюют». (И.Северянин) – отрицательное сравнение.
Метафора – это слово или выражение, которые употребляются в переносном значении на основе
сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений.
Вой ветра, высокие цены, низкий поступок, горькая истина, море цветов, золото заката.
Приручением животных люди занимались только на заре человеческой культуры. (Пришвин).
Метонимия — это слово или выражение, которые употребляются в переносном значении на основе
внешней или внутренней связи между двумя предметами или явлениями.
Я три тарелки съел. (Крылов) – не сами тарелки, а то, что в них было. Всё поле охнуло. (Пушкин) –
не само поле, а люди, которые там находились.
Синекдоха – разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на
другое по признаку количественного отношения между ними.
1) Всё спит – и человек, и зверь, и птица. (Гоголь) — единственное число употребляется вместо
множественного.
2) Мы все глядим в Наполеоны (Пушкин) – множественное число вместо единственного.
3) Имеете ли вы в чём-нибудь нужду? – В крыше для моего семейства. (Герцен) – часть вместо
целого.
4) Пуще всего береги копейку (Гоголь) – видовое название вместо родового, «копейка» вместо
«деньги».
Гипербола – образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы,
значения и т.д. какого-либо явления. В сто сорок солнц закат пылал (Маяковский)
Литота – троп, противоположный гиперболе и состоящий в явно неправдоподобном, непомерном
преуменьшении свойств, качеств, признаков, размеров, силы, значения и т.д. какого-либо явления.
Мальчик с пальчик; в двух шагах отсюда. Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить…
(Некрасов); Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка. (Грибоедов).
Аллегория (от греч. allegoria — иносказание)– изображение отвлечённых понятий в конкретных
образах. Например, хитрость изображается в образе лисы, глупость и упрямство — в образе осла.
На развёрнутой аллегории построены многие басни И.А. Крылова. Некоторые аллегории носят
общеязыковой характер: Пусть всегда будет солнце (пусть неизменным будет счастье).
Ирония – иносказательные слова, в которых различные явления жизни отождествляются не по
смежности или сходству, а по их контрасту. Слово «ирония» применяется для обозначения
насмешливого отношения к жизни. Называя нарочно. Как бы притворно, маленькое большим, глупое
умным, безобразное красивым, люди выражают своё пренебрежительное, насмешливое к ним
отношение.
Ой, какой большой человек идёт! (о ребёнке). Пожалуйте в мой дворец (о маленькой комнате). Едва
ли кто польстится на такую красавицу(о некрасивой женщине).
Олицетворение —такое изображение неодушевлённых или абстрактных предметов, при котором
они наделяются свойствами живых существ – даром речи способностью мыслить и говорить,
чувствовать.
Забормотал спросонок гром (Паустовский). Утешится безмолвная печаль, и резвая задумается
радость (Пушкин).
Перифраза (или перифраз) – оборот, состоящий в замене названия предмета или явления
описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты. Перифраза —
окольная речь.
Автор «Героя нашего времени» (вместо М.Ю.Лермонтова).Царь зверей (вместо лев). Холмогорский
мужик = Ломоносов. Царица ночи =луна. Туманный Альбион = Англия. Северная Венеция = Санкт-
Петербург.