Классицизм, сентиментализм, романтизм.

Posted by admin in теория литературы | Leave a comment

Классицизм, сентиментализм, романтизм.

 

классицизм сентиментализм романтизм
1.      Основная идея

 

 

 

2.      Основное свойство

 

 

 

 

 

3.      В основе эстетики

 

 

 

 

4.      Идейная основа

 

 

 

 

5.      Черты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.      Основные жанры:

 

 

 

 

 

7.      Национальные особенности

Рационализм. Конфликт между чувством и долгом разрешается в пользу долга.

 

Обращённость к образам и формам античного искусства как классическим и идеальным образцам; нормативная поэтика.

 

 

Принцип рационализма и «подражания природе».

 

 

 

Утверждение просвещённого абсолютизма, патриотизма, гражданственности, единства нации.

 

— культ разума;

— художественное произведение организуется как искусственное, логически построенное целое;

— строгая сюжетно-композиционная организация, схематизм;

— жизненные явления преобразуются так, чтобы выявить и запечатлеть их родовые, существенные черты и свойства;

— человеческие характеры обрисовываются прямолинейно; положительные и отрицательные герои противопоставляются;

— идеализация героев;

— подчёркивается объективность повествования;

— активное обращение к общественной, гражданской проблематике.

 

Трагедия, эпопея, ода, комедия, сатира, басня.

 

 

 

 

— интерес к настоящему и прошлому родной страны;

— интерес к народной поэзии, её жанрам. Использование в произведениях народной речи;

— критика недостатков общества, активно развивающееся сатирическое направление;

— критическое отношение к абсолютной, но непросвещённой монархии и помещикам-крепостникам во второй половине XVIII века.

М ирная, идиллическая жизнь человека на лоне природы.

 

 

Стремление представить человеческую личность в движении души, мыслях, чувствах, стремлениях.

 

 

«Подражание природе»; элегические и пасторальные настроения; идеализация патриархального быта.

 

Протест против испорченности аристократического общества.

 

 

 

— уход от прямолинейности в обрисовке характеров к их оценке;

— подчёркнутая субъективность подхода к миру;

— культ чувства;

— культ природы;

— культ врождённой  нравственной чистоты, неиспорченности;

— утверждается богатый духовный мир представителей низших сословий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Повесть, путешествие, в лирике – идиллия или пастораль. Эпистолярный жанр (жанр письма).

 

 

 

— сильная дидактическая установка;

— выраженный просветительский характер;

— активное совершенствование литературного языка посредством введения в него разговорных форм;

 

Стремление к безграничной свободе, к духовному совершенствованию, к идеалу.

 

Возвышенная духовность, обо­стренный лиризм, стремление к перемешиванию реальности с фольклорной сказочностью, фантазией, чудесным.

 

Отказ от «подражания природе», провозглашение творческой активности художника и его права на преображение действительности.

 

Провозглашение свободы, независимости, самоценности личности.

 

 

— резкое противопоставление мира реального и ирреального (романтическое двоемирие);

— подчеркнутый субъективизм образов;

— стремление личности к абсолютной свободе, к духовному совершенству; — противопоставление духовного общественному и материальному;

— интерес ко всему экзотическому, яркому, возвышенному;

— тяготение к фантастике, к фольклору, смешению высокого и низкого, комического и трагического;

— игнорирование творческих норм и правил, установленных теоретиками классицизма.

 

 

Фантастическая повесть, исторический роман, лиро-эпическая поэма. В лирике – элегия, идиллия.

 

 

 

— исторический оптимизм;

— внимание к прошлому своей страны;

— появление идеального героя – гражданина-патриота, гуманиста, наделенного чувством любви и глубокого христианского сострадания;

— обращение к истокам национальной жизни;

— умеренный дидактизм (назидательность).

 

 

 

Особенности романтического характера.

  1. Способ создания романтического героя — типизация. (Такими чертами может обладать любой романтический герой).
  2. Характер исключительный, выделяющийся из всех.
  3. Отличается внутренней силой, цельностью, сосре­доточенностью на идее жизни, страстью борьбы.
  4. Главное в характере — свободолюбие, и во имя свобо­ды герой способен бросить вызов всем и всему.
  5. Романтический характер строится по контрасту с обычным, обывательским, обязательно вступает с ним в борьбу.
  6. Романтический герой чаще всего одинок, он один вступает в борьбу за свободу, любовь, Родину и т. д. И увле­кает за собой других.
  7. Романтическому характеру соответствуют исклю­чительные обстоятельства, в которых он раскрывается в полной мере.
  8. В романтическом характере используется психоло­гизм средство углубления во внутренний мир героя.
  9. Писатели часто используют пейзаж: как средство характеристики героя. Море любимый пейзаж романтиков.
  10. Язык романтических произведений необыкновенно богат и разнообразен, используются яркие тропы, эпитеты и другие художественные приемы.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *