Образ учителя в рассказе В.Г.Распутина «Уроки французского» (с презентацией)

Posted by admin in Мои разработки | 1 Comment

Образ учителя в рассказе В.Г.Распутина «Уроки французского»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №111»

г. Новосибирска

 

 

 

Исследовательская работа

на тему:

Образ учителя

в рассказе В.Г.Распутина «Уроки французского».

 

Секция: литературоведение

 

 

 

Работу выполнил: Кузьмин Сергей,

ученик 6 «Б» класса, МБОУ СОШ №111

Дзержинского района г. Новосибирска

Научный руководитель: Орлова Вера Ивановна

 

 

 

 

 

Новосибирск – 2017

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………….1

Основная часть

Образ Лидии Михайловны в рассказе «Уроки французского»…….3

Практическая часть

Образ учителя глазами современных учеников……………………..8

Результаты анкетирования и их анализ ……………………………..8

Выводы………………………………………………………………..14

Заключение……………………………………………………………..….15

Список литературы…………………………………………………………16

Приложение…………………………………………………………………17

 

Введение

В этом году на уроках литературы я познакомился с творчеством замечательного русского писателя, публициста, общественного деятеля – Валентина Григорьевича Распутина. Этот год стал юбилейным для поклонников его творчества, так как в марте исполнилось 80 лет со дня рождения этого знаменитого писателя. К сожалению, сам писатель не дожил до этой даты, и два года назад ушел из жизни за несколько часов до своего 78-го дня рождения.

Знакомясь с биографией и творчеством этого писателя, я понял, что Валентин Распутин близок мне по духу. Кроме того, этот необыкновенно талантливый человек  является не только моим современником, но и земляком в некоторой мере. Он, как и я, сибиряк, так как рожден в Восточно-Сибирской (ныне Иркутской) области. Детство мальчика прошло в деревне Аталанке. Это живописное место Приангарья и красота сибирской природы с восхищением и любовью описывается во многих произведениях писателя.

Окончив местную начальную школу, будущий писатель, вынужден был один уехать от дома в поселок Усть-Уда для дальнейшего обучения. Этот важный этап становления и взросления в жизни Распутина описан в автобиографичном рассказе «Уроки французского».

С первых строк автор задает тему своему произведению – взаимоотношение ученика и учителя. Учителя, благодаря которому главный герой приобретает духовный опыт. Общение с учительницей французского языка стали для рассказчика воспитанием чувств, уроками жизни.

Тема моей работы: Образ учителя в рассказе В.Г.Распутина «Уроки французского».

Актуальность заключается в том, что мы попытались на примере литературного произведения показать, какие важные и смелые решения порой принимает учитель, преподавая самые главные уроки – Уроки Жизни своим ученикам, не боясь осуждения и непонимания. Учитель – это человек творческий, с неординарным мышлением, способный принимать быстрые решения, не пугающийся трудностей. Актуальность продиктована временем. Современное общество должно проникнуться уважением к Учителю, признать его важную роль в формировании личности человека.

Дмитрий Сергеевич Лихачёв писал: «Учительство – это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя или композитора, но более тяжёлый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой… напрямую. Воспитывает Личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру».

Цель исследования:

  1. показать образ Учителя в произведении писателя-современника.
  2. показать образ Учителя глазами учеников моей школы.
  3. сравнить восприятие образа Учителя современных учеников и восприятие рассказчика – ребенка послевоенного времени.

Для достижения цели нами были поставлены следующие задачи:

  1. Изучить рассказ «Уроки французского»
  2. Проанализировать образ Лидии Михайловны, подробно рассмотрев ее портретную и цитатную характеристику.
  3. Провести анкетирование среди учеников 6-х классов нашей школы и сопоставить результаты.
  4. Рассмотреть влияние учителя на формирование личности ученика.

Объект исследования: рассказ В.Г.Распутина «Уроки французского».

Предмет исследования: образ Лидии Михайловны в рассказе «Уроки французского».

 

Образ Лидии Михайловны в рассказе «Уроки французского»

Рассказ «Уроки французского» автобиографичен и ведется от первого лица. С первых автор строк погружает нас в послевоенное время, в этот тяжелый для всей нашей страны период разрухи и голода. Сразу же мы испытываем сочувствие по отношению к мальчику, сопереживаем. Но, тем не менее, центральное место в рассказе занимает образ учительницы французского языка Лидии Михайловны. Собственно, свой рассказ Распутин начинает с посвящения этому удивительному человеку, прототипом которого была настоящая учительница В.Г. Распутина – Лидия Михайловна Молокова.

По моему мнению, Лидия Михайловна принадлежит к типу людей, которые в своей жизни выше всего ставят не профессиональные качества, а сохранение тех качеств, которые делают человека Человеком с большой буквы.

Используя цитаты из художественного текста, я рассмотрел образ учительницы: описание внешности и характера учительницы, ее цитатный портрет.

 

Лидия Михайловна была не только учительницей французского языка у главного героя, но и классным руководителем.

 

«…Первым уроком, как назло, был французский. Лидия Михайловна, по праву классного руководителя, интересовалась нами больше других учителей, и скрыть от нее что-либо было трудно…»

 

Лидия Михайловна — хороший, небезразличный человек, который следит за жизнью своих учеников.

 

«…Она входила, здоровалась, но до того, как посадить класс, имела привычку внимательным образом осматривать почти каждого из нас, делая будто бы и шутливые, но обязательные для исполнения замечания…»

 

Возраст Лидии Михайловны — около 25 лет. Это говорит о том, что жизненный опыт невелик, а сердце наполнено желанием открывать, познавать и  помогать.

 

«…Лидии Михайловне тогда было, наверное, лет двадцать пять или около того…»

 

Также я составил внешний портрет Лидии Михайловны в цитатах.

 

«…Лидия Михайловна снова подняла на меня глаза. Они у нее косили и смотрели словно бы мимо, но мы к тому времени уже научились распознавать, куда они смотрят…»

«…Она сидела передо мной аккуратная, вся умная и красивая, красивая и в одежде, и в своей женской молодой поре, которую я смутно чувствовал, до меня доходил запах духов от нее…»

 

«…я хорошо помню ее правильное и потому не слишком живое лицо с прищуренными, чтобы скрыть в них косинку, глазами; тугую, редко раскрывающуюся до конца улыбку и совсем черные, коротко остриженные волосы. Но при всем этом не было видно в ее лице жесткости <…> а было какое-то осторожное, с хитринкой, недоумение, относящееся к ней самой и словно говорившее: интересно, как я здесь очутилась и что я здесь делаю? Теперь я думаю, что она к тому времени успела побывать замужем; по голосу, по походке — мягкой, но уверенной, свободной, по всему ее поведению в ней чувствовались смелость и опытность…»

 

«…Лидия Михайловна в простом домашнем платье, в мягких войлочных туфлях ходила по комнате…»

Авторское создает портрет внешне ничем не приглядной женщины, но вместе с тем, те тонкости, которые были замечены ребенком, говорят нам о том, что учительница интересовала мальчика всесторонне. Он улавливал каждую мелочь в ее образе, пытался изучить и прочувствовать, все, что было с ней связано.

 

Лидия Михайловна — внимательный человек. Она тоже замечает все, что происходит с ее учениками. Наблюдательность и внимательность к своим ученикам помогли ей из общей массы пятиклассников выделить того мальчика, который больше всего нуждался в помощи, не смотря на то, что мальчик всячески старался это скрыть. Лидия Михайловна правильно поняла проблемы героя.

 

«…я кожей почувствовал, как при взгляде ее косящих внимательных глаз все мои беды и несуразности прямо-таки взбухают и наливаются своей дурной силой…»

 

«…Но, как ни прятал я ее, как ни пpикусывал, а Лидия Михайловна разглядела…»

 

Лидия Михайловна жила в райцентре рядом со школой, в учительских домах. Ее соседом является директор школы.

 

«…Жила она рядом со школой, в учительских домах. На другой, большей половине дома Лидии Михайловны жил сам директор…»

 

«…да за стенкой живет Василий Андреевич. Он очень серьезный человек…»

 

В квартире Лидии Михайловны было много необычного и диковинного для мальчика.

 

«…В комнате было много книг, на тумбочке у окна стоял большой красивый радиоприемник; с проигрывателем — редкое по тем временам, а для меня и вовсе невиданное чудо. Лидия Михайловна ставила пластинки, и ловкий мужской голос опять-таки учил французскому языку…»

 

Лидия Михайловна — упорная и целеустремленная девушка. В школе у нее были проблемы с французским языком. Она поступила на французский факультет и доказала себе, что может освоить французский язык.

 

«…пошла на французский факультет потому лишь, что в школе этот язык ей тоже не давался и она решила доказать себе, что может овладеть им не хуже других…»

 

Лидия Михайловна – «городской человек». Она привыкла жить в городе, но ребятишки из маленькой районной школы оказались ей близки по духу.

Лидия Михайловна родилась на Кубани. В Сибирь она приехала, чтобы работать учителем.

 

«…А у нас на Кубани яблоки бывают. Ох, сколько сейчас там яблок. Я нынче хотела поехать на Кубань, а приехала почему-то сюда…»

По мнению Лидии Михайловны, учитель не должен быть скучным и слишком серьезным. Она не придавала себе большой значимости, считая самым важным для учителя – не принимать себя всерьез.

«…Иной paз полезно забыть, что ты учительница, — не то такой сделаешься бякой и букой, что живым людям скучно с тобой станет. Для учителя, может быть, самое важное — не принимать себя всерьез, понимать, что он может научить совсем немногому…»

 

Лидия Михайловна в душе сама была ребенком. И так как в детстве она была отчаянной, озорной девочкой, то и во взрослом возрасте ей по-прежнему хотелось прыгать и скакать.

 

«…А я в детстве была отчаянной девчонкой, родители со мной натерпелись. Мне и теперь еще часто хочется прыгать, скакать, куда-нибудь мчаться, что-нибудь делать не по программе, не по расписанию, а по желанию. Я тут, бывает, прыгаю, скачу. Человек стареет не тогда, когда он доживает до старости, а когда перестает быть ребенком. Я бы с удовольствием каждый день прыгала…»

 

Лидия Михайловна, стараясь хоть чем-то помочь своему нуждающемуся ученику и вместе с тем не задеть его гордость, не обидеть, не унизить своей помощью. Эта ее способность раскрывать для себя внутренний мир другого человека и избавляла ее от той жестокости, которая «становится с годами чуть ли не профессиональным признаком учителей, даже самых добрых и  мягких по натуре». Она предложила главному герою заниматься французским языком дополнительно — чтобы улучшить оценки. Мальчик стал ходить к учительнице домой. Однажды она показала ему игру в «замеряшки» — игру на деньги. С тех пор они постоянно в нее играли. Так мальчик стал зарабатывать себе деньги на еду и перестал голодать.

 

Меня восхитил поступок Лидии Михайловны. Она, рискуя своей репутацией и достойным местом работы, решилась играть на деньги с учеником, чтобы тот получил возможность на честно выигранные копейки покупать себе молоко.

Директор школы, который однажды обнаружил, что учительница и ее ученик играют на деньги, осудил Лидию Михайловну за аморальное поведение. Да и разве докажешь ему, что для малокровного мальчишки это — единственный способ добыть деньги на хлеб и спасительное молоко?!

«…Вы играете на деньги с этим? <…> Играете с учеником?! Я правильно вас понял?..»

 

«…Директор задыхался, ему не хватало воздуха. — Я теряюсь сразу назвать ваш поступок. Это преступление. Растление. Совращение. И еще, еще… Я двадцать лет работаю в школе, видывал всякое, но такое…»

Директор школы не понял коллегу, не желая вникать в тонкости всего происходящего, не желая коснуться души человеческой. В результате скандального разоблачения запретной игры Лидии Михайловне пришлось уволиться из школы.

После увольнения Лидия Михайловна уехала из Сибири домой на Кубань. Она и ее ученик больше никогда не виделись.

 

«…Через три дня Лидия Михайловна уехала. Накануне она встретила меня после школы и проводила до дому…»

 

«…И больше я ее никогда не видел…»

 

Спустя некоторое время Лидия Михайловна присылала мальчику посылку с Кубани. В посылке — яблоки, которые мальчик никогда раньше не ел.

 

«…мне пришла на школу по почте посылка <…> в ней лежали трубочки макарон. А внизу в толстой ватной обертке я нашел три красных яблока…»

 

Не смотря на то, что учительница со скандалом уехала в родной город, она все равно морально осталась на высоте. Так как выполнила свой человеческий и педагогический долг, помогла нуждающемуся и вложила моральные ценности в детскую душу. Те семена, которые она своим упорством и добротой посеяла в чуткое сердце главного героя,  обильно проросли и дали чудесные плоды. Образ учительницы навсегда остался в душе скромного, терпеливого, доброго и целеустремленного мальчика и, вероятно, не раз помогал ему в достижении своих светлых и высоких целей.

Мальчик на всю жизнь запомнил трубочки макарон и три красных яблока, которые он видел «только на картинках, но догадался, что это они ». Я думаю, нам нужно чаще вспоминать о нелегкой жизни ребят в военное и послевоенное время, чтобы больше ценить то, что имеем.

 

Образ учителя глазами современных учеников

Чтобы выявить отношение современного ученика к учителю, мы провели анкетирование среди учеников 6-х классов нашей школы.

В анкетировании «Образ учителя глазами современных учеников» приняли участие 54 человека. Из них 37 мальчиков и 17 девочек.

Возраст опрашиваемых – 11-14 лет.

 

Результаты анкетирования

 

Имеет ли значение, по Вашему мнению, внешний вид учителя для завоевания авторитета у учеников (да/нет)?

Да — 23

нет — 29

не имеет значения — 2

 

Каким должен быть пол и возраст учителя?

мужской — 2

женский — 24

не имеет значения — 28

 

Должен ли учитель находить общий язык с каждым учащимся (да/нет)?

да — 52

нет — 2

 

Должен ли учитель интересоваться личной жизнью учеников (да/нет)?

да — 10

нет — 34

иногда, не всегда, только в определенных случаях — 10

 

Должен ли учитель совершенствоваться как личность (да/нет)?

да — 46

нет — 8

 

Если ли в вашей жизни учитель, о котором вы вспоминаете с любовью и благодарностью (да/нет)?

Да — 45

нет — 9

 

Какие качества должны преобладать у современного учителя?

Профессиональные- 42

коммуникативные — 10

личностные — 14

интеллектуальные — 23

 

Каких качеств не хватает современному учителю (не более двух вариантов)?

Доброты — 12

взаимопонимания с учениками — 22

профессионального знания предмета — 9

юмора — 33

терпения — 18

строгости — 7

 

Изменялось ли Ваше отношение к учителю по мере взросления?

изменялось в лучшую сторону — 24

изменялось в худшую сторону — 6

не изменялось — 24

 

На что Вы обращаете внимание, когда учитель входит в класс?

на то, во что он одет — 16

на прическу — 3

на настроение — 52

на макияж — 3

 

Есть ли в Вашей жизни учитель, благодаря которому Вы стали лучше?

Да — 37

нет — 8

я об этом не задумывался — 9

 

Какими качествами учитель не должен обладать?

Грубость — 26

равнодушие к ученикам — 12

деление учеников на «любимчиков» и остальных учеников — 22

ни одним из этих качеств — 10

 

Как вы относитесь к героине  рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского» Лидии Михайловне?

Считаю, что такими и должны быть настоящие Учителя. — 27

Осуждаю ее поступок. Считаю ее поведение с учеником непозволительным. — 4

Одобряю ее поступки и считаю ее добрым и чутким человеком. – 23

 

Результаты анкетных данных для более детального рассмотрения мы показали в виде диаграмм.

 

 

Проанализировав анкетные данные, мы сделали следующие выводы.

 

Современные подростки считают, что внешний вид, пол и возраст в большей степени не влияют на завоевание авторитета у учеников. Учитель должен находить общий язык с каждым учащимся, не должен быть равнодушным и грубым, но при этом интересоваться личной жизнью ученика только в определенных случаях. У учителя должны преобладать в первую очередь профессиональные и интеллектуальные качества, а уж потом личностные и коммуникативные. При этом учитель должен совершенствоваться как личность.

Удивительно, что ребята отметили, что современному учителю не хватает юмора, взаимопонимания с учениками и терпения. Дети не приемлют среди качеств учителя деление подопечных на «любимчиков» и остальных учеников.

В первую очередь дети обращают внимание на настроение учителя, когда тот только входит в класс, а уж потом на то, во что учитель одет. Незначительное количество ребят обращают свое внимание на прическу и макияж учителя.

У 83 %  учеников есть в жизни учитель, о котором они вспоминают с любовью и благодарностью. И 69 %  учащихся признают, что благодаря учителям они стали лучше.

А Лидию Михайловну, героиню рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского», мои сверстники считают добрым  чутким человеком. Они одобряют ее поступок, совершенный во имя спасения мальчика от голода. По мнению моих одноклассников, такими и должны быть настоящие Учителя.

Заключение

В мире есть множество профессий, которыми можно овладеть, выучившись и набравшись опыта. Но есть и такие, в которых достичь совершенства можно только имея особое призвание. Одна из них — профессия учителя. Можно выучить программу, прочитать выдающиеся труды известных педагогов и воспитателей, проработать в школе много лет, но нельзя научиться любви и уважению к человеку, умению видеть в маленьких мальчиках и девочках самоценные и уникальные личности, научиться бережно и осторожно проникать в ранимый и светлый мир детской души.

Сегодня требования к учителю изменились. Но неизменным остались те духовные качества, которые помогают оставаться Человеком.

Каким же должен быть современный учитель? Результаты нашего исследования показали, что сегодня учитель, по мнению учеников нашей школы, – это начитанный, добрый и одновременно строгий человек. Учитель должен уметь находить общий язык с учениками, ненавязчиво интересоваться личной жизнью своих подопечных, не делить учеников на «любимчиков» и остальных учеников, совершенствоваться как личность, но в то же время оставаться самим собой.

Детям важно, чтобы их любили, были к ним внимательны, помогали, если возникают трудности.  Они совсем не выносят крика, оскорблений и злобы в их адрес.

Поэтому, на мой взгляд, так важно учителю не только совершенствовать свое педагогическое мастерство и увеличивать запас психологических знаний, но и уметь выбирать адекватные формы общения с учениками.

Портрет современного учителя получился разносторонним. Но как бы ни менялось время, какие бы новые требования к учителю не предъявлялись, многое остается неизменным. Учитель для своих учеников, как и раньше, должен быть умным, терпеливым, понимающим, любящим свое дело и готовым прийти на помощь.

Именно таким учителем, учителем от Бога, была Лидия Михайловна — молодая преподавательница французского языка, героиня В.Г.Распутина из рассказа «Уроки французского». Теплые воспоминания о ней писатель вынес из самого детства. Именно в этом возрасте человек понимает, что такое добро, не проходящее бесследно и остающееся в душе как наивысшая ценность.

 

Список литературы

  1. Воспитание гражданина/Сост. Р.М. Бескина.- М.: Просвещение, 1988. – 304с.
  2. Маркова А.К. «Психология труда учителя», М.: Просвещение, 1993. – 387с.
  3. Полухина В.П., Коровина В.Я. Литература 6 кл. Учебник в 2-х ч. Ч.2/ Полухина В.П. Литература 6 кл., М.: Просвещение, 2015. – 284с.
  4. Распутин В. Г. Повести. Рассказы. В 2 т. Т.1 / В. Г. Распутин. – М.: Дрофа, 2007. – 396 с.
  5. Соловейчик С.Л.Час ученичества. – Переизд. – М.: Дет.лит., 1986.- 383с.
  6. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. М.,1974. – 22 с.
  7. Тендитник Н.С., Валентин Распутин. Колокола тревоги. Очерк жизни и творчества, М., 2009. – 310 с.

НПК презентация Распутин «Уроки французского»

Один отзыв на Образ учителя в рассказе В.Г.Распутина «Уроки французского» (с презентацией)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *